Еще раз о Майерс-Бриггсовском определителе типов Юнга
Практически единственным методом определения соционического типа человека в созданном в 1985 г. Киевском соционическом клубе был именно этот опросник. Причем, краткая версия его, приведенная в только что — на то время — вышедшей книге Бена Шнейдермана [4]. Значительно позднее появилась в Киеве выписка из этой книги, сделанная Аушрой Аугустинавичюте [1], в которой обращалось внимание читателей и социоников на превосходную таблицу «взаимной полезности ТИМов» (как я потом назвал её), приводимую автором книги [4].
Опросник «работал» весьма своеобразно: четко на свой ТИМ «выходили» только интуитивно-этические интроверты (*- (ИЭИ)). Позднее я узнал, что в Санкт-Петербурге MBTI называли «тестом для Есениных» (по имени псевдонима, данного А. Аугустинавичюте этому ТИМу). И чем дальше от *- (ИЭИ) располагался ТИМ человека в ПСС [7, 8], тем менее достоверным был процесс ТИМоопределения с помощью этого опросника. О двух видах «сбоя» этого теста, как мы это тогда называли, я уже писал в [9].
Поэтому, оттолкнувшись от MBTI, я разработал свой тест для определения типа личности, которым пользуюсь по настоящее время и который в 1987–93 гг. был по моей просьбе проверен в ряде городов. Е. Е. Лесиовская с сотрудницами назвала этот тест Семантическим тестом Шульмана (СТШ [2]). После анализа результатов работы с MBTI и СТШ я пришел к выводу, что Изабелла Майерс, скорее всего, принадлежит к ТИМу ИЭИ [3]. В 1992 г. из США в адрес теоретического семинара социоников Киева поступила информация, подтверждающая этот вывод.
На основании Периодической системы социона была, наконец, объяснена причина нечеткой работы MBTI.
Я возвращаюсь к этому вопросу по двум причинам. Во-первых, в изданной недавно в Москве сенсационной книге доктора Ричарда Нолла [3], в его послесловии к русскому изданию, сказано буквально следующее: «Часто проводимый в Америке психологический тест “Типологическая инвентаризация Майера-Бриггса”, сокращенно — MBTI, основывающийся на Юнговской теории психологических типов, в настоящее время становится все менее популярным, поскольку статистические исследования его достоверности и действенности показали: он не дает обещанных показателей. Поэтому приходится признать некорректными любые утверждения о том, что MBTI якобы является научным подтверждением достоверности юнговской теории психологических типов» [3, с. 417].
Несколькими строками ранее приведенной цитаты автор книги подтверждает ссылками на ряд научных источников правильность юнговских дихотомий «экстраверсия–интроверсия» и «мышление–чувство». «Однако всё остальное в юнговской теории “типов личности” вызывает серьёзные научные проблемы» [там же].
Прискорбно! Прежде всего, потому, что «все остальное в юнговской теории типов личности» блестяще подтверждено соционикой. Прискорбно еще и потому, что MBTI работает, и работает прекрасно, но об этом — ниже.
Вторая причина, по которой мне кажется необходимым  возвращение к названной теме, — это продолжающееся отсутствие надежных тестовых опросников для ТИМоопределения.
В 1989 г., когда писалась работа [9], я, к сожалению, не мог кратко изложить имевшиеся к тому времени соображения о работе с MBTI: не были еще опубликованы статьи по ПСС. Нынче всё значительно проще, поскольку с основными соображениями по теории социона (цикл работ по ПСС [5–9]) читатель может при желании ознакомиться.
Итак, о причинах «сбоев» MBTI.
Аббревиатуры всех 14 ТИМов, «населяющих» Периодическую систему социона, составлены из аббревиатур двух маточных тетрад компонентов — ЛСЭ и ИЭИ (ТЛСЭ и ТИЭИ). Маточные тетрады (МТ) гомокомпонентны, т. е. компоненты их однородны, в «чём-то» и «чем-то» похожи друг на друга, взаимно дополняют, усиливают и повторяют друг друга, чем и способствуют проявлению целостности маточных тетрад [7, 8]. В указанное «что-то» входит, прежде всего, временная характеристика, — качественная и количественная: ТЛСЭ — дискретно-понятийная и быстрая тетрада компонентов, ТИЭИ — континуальная и замедленная. Это то, что «бросается в глаза» [7 ,8].
Мне кажется, что именно в этом, прежде всего, а также в  отсутствии функции логики в сильных  блоках структуры психики ТИМа Изабеллы Майерс и заключается причина того, что в  MBTI произошла путаница в размещении  пар вопросов теста по дихотомиям.
Я готов обсудить это положение более подробно с теми социониками, которые примут высказанный тезис к рассмотрению и попытаются сами найти эти ошибки. Могу лишь  подсказать для начала, что практически вся дихотомия «сенсорика–интуиция» (в версии MBTI, предложенной Беном  Шнейдерманом), — девять вопросов из десяти — это в действительности вопросы на  «рациональность–иррациональность».  Поиск остальных соответствий и несоответствий я оставляю желающим.
Проведенная перекодировка позволила увеличить результативность работы этого опросника с 55–57 % до 85 % .
Дословно версия Б. Шнейдермана приведена в работе Аушры Аугустинавичюте [1]. Мне показалось целесообразным внести некоторые изменения в формулировку отдельных вопросов (см. вариант опросника, приведенный в конце статьи — в приложении). Кроме того, я догадался превратить в тестовые вопросы таблицу взаимной полезности типов по Б. Шнейдерману [4, 1], — так в моей версии этого опросника появились еще две дополнительные группы вопросов. Как они «работают» в совокупности с основными вопросами MBTI, подробно описано в [9].
По сути, в [4] приведен не тест, а ключ к нему. Однако необходимость перекодировки вопросов превращает этот ключ к тесту в тест.
И несколько слов, или положений, — принципиальных с моей точки зрения — о методике тестирования.
В [9] я писал о необходимости введения поправки на время. При типировании я пользуюсь следующей таблицей, в которую предлагаю испытуемому заносить свои ответы, ставя крестики или птички в графе, соответствующей «1» или «0» («1» обозначены компоненты ТЛСЭ, а «0» — ТИЭИ). Привожу только «шапку» таблицы (рис. 1), поскольку уверен, что ею необходимо пользоваться, применяя любой опросник.
Испытуемому необходимо объяснить, что «раньше» означает действительно раньше — два месяца назад или двадцать лет назад — не важно. И если человек искренне отвечает на вопросы, то ему ничего не надо собой изображать: для любого из наиболее часто встречающихся вариантов «ухода от себя» (в сейчас или в хочу!) у испытуемого есть своё место.
После заполнения таблицы (проведенного обязательно в присутствии эксперта) вы, не обращая внимания на вторую и третью колонки таблицы, в первой прочитываете ТИМ испытуемого. А остальные две колонки тоже интересны с точки зрения динамики ТИМа и его коммуникативных моделей или масок.
Обычно я начинаю типирование (после знакомства с испытуемым) с просьбы выполнить несколько рисунков — неотъемлемая (рисуночная) часть СТШ.
СТШ
( тестограмма )
Дата_____________________________
(сегодня)
Имя_________________________      Отчество________________________________________
Фамилия____________________________________________
Дата  рождения________      Время рождения_______       Место рождения________________
Как с Вами связаться_____________________________________________________________
| 
 №  | 
Раньше | 
Сейчас | 
 Как Вам хотелось бы, чтобы было  | 
|||
| 
 1  | 
 0  | 
 1  | 
 0  | 
 1  | 
 0  | 
|
| 
 1.1  | 
||||||
| 
 1.2  | 
||||||
| 
 1.3  | 
||||||
| 
 1.4  | 
||||||
| 
 1.5  | 
||||||
| 
 1.6  | 
||||||
| 
 ……  | 
||||||
Рис. 1.
Рисуночная часть СТШ изначально была предназначена для выявления статико-динамической (по Г. Р. Рейнину) характеристики испытуемого, — по сути — это пятая дихотомия. Обычно я предлагаю изобразить (в любом порядке) флаг, парусный кораблик или лодку, солнышко, бельё на верёвке, дерево, лицо , лошадь и вертолет.
Как достаточно часто бывает в подобных случаях, эта часть теста оказалась гораздо более информативной, чем ожидалось вначале (в частности, оказалось, что некоторые ТИМы исчерпывающе становятся ясными уже после неё, и дальнейшее тестирование — просто отдых для оператора, или сразу наступает этап верификации, когда задаются уже направленно «типные» вопросы, т. е. процедура типирования значительно сокращается. В принципе, я убежден, что именно таким образом можно вообще определять ТИМ человека, не тратя время ни на что более.
Подробное описание указанных особенностей «работы» рисуночной части СТШ не входит в задачу настоящей статьи.
Выполнение рисунков, как показала практика, расслабляет человека, снимает лишнее напряжение, создает ему комфортную обстановку — необходимое, с моей точки зрения, условие успешной работы эксперта с испытуемым.
Приложение. Тест Изабеллы Майерс-Бригс по [4], — редакция Григория Шульмана
1
| 
 «1»  | 
 «0»  | 
||
| Человек такого ТИМа, обычно, | 
 А человек этого ТИМа:  | 
||
| 
 1.1  | 
Предпочитает иметь возможность планировать свою работу и работать по плану. | 
 1.1  | 
Обычно хорошо приспосабливается к меняющимся ситуациям. | 
| 
 1.2  | 
Любит, чтобы понятия были установлены и разложены по полочкам. | 
 1.2  | 
Не обращает внимания на то, что имеются нерешённые вопросы. | 
| 
 1.3  | 
Решения принимает быстро. | 
 1.3  | 
Испытывает затруднения при принятии решений. | 
| 
 1.4  | 
Не любит прерывать текущую работу на середине, чтобы переключиться на более неотложную. | 
 1.4  | 
Может начать слишком много работ сразу и потом с трудом их заканчивать. | 
| 
 1.5  | 
Не любит откладывать работу на «потом». | 
 1.5  | 
Может отложить неприятные работы «на потом». | 
| 
 1.6  | 
Хочет знать только то, что необходимо непосредственно для работы. | 
 1.6  | 
Хочет знать всё, что касается новой работы. | 
| 
 1.7  | 
Бывает доволен, вынеся однажды некое суждение о данной вещи, ситуации или человеке. | 
 1.7  | 
Любопытен, любит новый взгляд на вещи, ситуации, людей. | 
2
| 
 «1»  | 
 «0»  | 
||
| 
 Человек такого ТИМа, обычно, —  | 
 А человек этого ТИМа:  | 
||
| 
 2.1  | 
Относительно неэмоционален, чувствами других людей не интересуется. | 
 2.1  | 
Интересуется другими людьми и их чувствами. | 
| 
 2.2  | 
Может, не зная этого обидеть другого. | 
 2.2  | 
Любит доставлять удовольствие другим. | 
| 
 2.3  | 
Любит анализировать и устанавливать логический порядок. | 
 2.3  | 
Любит гармонию. | 
| 
 2.4  | 
Может работать в дисгармонической обстановке. | 
 2.4  | 
Его производительность может быть подорвана склоками в учреждении. | 
| 
 2.5  | 
Стремится принимать решения, невзирая на личности, иногда игнорируя пожелания других. | 
 2.5  | 
Часто принимает решения под влиянием симпатий и желаний как собственных, так и других людей. | 
| 
 2.6  | 
Нуждается в справедливом поощрении. | 
 2.6  | 
Любит, чтобы его хвалили. | 
| 
 2.7  | 
Если нужно, готов сделать выговор или заставить человека покраснеть. | 
 2.7  | 
Старается не говорить людям неприятные вещи. | 
| 
 2.8  | 
С большинством людей в хороших отношениях. | 
 2.8  | 
Стремится быть в хороших отношениях только с людьми того же типа, что и он сам. | 
| 
 2.9  | 
Может показаться жестокосердным. | 
 2.9  | 
Стремится быть приятным. | 
3
| 
 «1»  | 
 «0»  | 
||
| 
 Человек такого ТИМа, обычно, —  | 
 А человек этого ТИМа:  | 
||
| 
 3.1  | 
Не любит новые задачи, за исключением имеющих стандартное решение. | 
 3.1  | 
Любит решать новые задачи. | 
| 
 3.2  | 
Способен к рутинной работе. | 
 3.2  | 
Не любит снова и снова делать одно и то же. | 
| 
 3.3  | 
С большим удовольствием пользуется уже знакомыми средствами, чем изучает новые. | 
 3.3  | 
Больше любит изучать новые вещи, чем пользоваться ими. | 
| 
 3.4  | 
Работает стабильно, имеет реальное представление о сроках работы. | 
 3.4  | 
Работа происходит вспышками, с энтузиазмом, чередуется с периодами спада, в зависимости от настроения. | 
| 
 3.5  | 
К умозаключениям обычно приходит перебором всех промежуточных суждений. | 
 3.5  | 
К умозаключениям часто приходит скачкообразно. | 
| 
 3.6  | 
Беспокоится, если ситуация становится сложной. | 
 3.6  | 
В сложных ситуациях спокоен. | 
| 
 3.7  | 
В рутинных ситуациях спокоен. | 
 3.7  | 
Беспокоен в рутинных ситуациях. | 
| 
 3.8  | 
Редко доверяет вдохновению, обычно его трудно вдохновить на что-либо новое. | 
 3.8  | 
Придерживается собственных вдохновляющих идей, как плохих, так и хороших. | 
| 
 3.9  | 
В работе с фактами ошибки делает редко. | 
 3.9  | 
Имеет тенденции делать фактические ошибки. | 
| 
 3.10  | 
Хорошо выполняет кропотливую работу. | 
 3.10  | 
Не любит тратить время на уточнения. | 
4
| 
 «1»  | 
 «0»  | 
||
| 
 Человек такого ТИМа, обычно, —  | 
 А человек этого ТИМа:  | 
||
| 
 4.1  | 
Любит разнообразие и действие. | 
 4.1  | 
Любит сосредоточение и тишину. | 
| 
 4.2  | 
Предпочитает быстроту, не любит сложные процедуры. | 
 4.2  | 
Стремится быть внимательным в мелочах, не любит огульные утверждения. | 
| 
 4.3  | 
Легко запоминает имена. | 
 4.3  | 
С трудом запоминает имена. | 
| 
 4.4  | 
С трудом запоминает лица. | 
 4.4  | 
Легко запоминает лица. | 
| 
 4.5  | 
Часто беспокоится из-за медленности долговременных работ. | 
 4.5  | 
Не беспокоится, если непрерывно работает над проектом в течение долгого времени. | 
| 
 4.6  | 
Не обращает внимания на перерывы в работе, вызванные телефонными звонками. | 
 4.6  | 
Не любит неожиданные визиты и телефонные звонки. | 
| 
 4.7  | 
Действует обычно быстро, а иногда и не думая. | 
 4.7  | 
Любит как следует подумать перед тем, как действовать, а иногда и вместо того, чтобы действовать. | 
| 
 4.8  | 
Любит, чтобы вокруг были люди. | 
 4.8  | 
Хорошо работает в одиночку. | 
| 
 4.9  | 
Коммуникабелен. | 
 4.9  | 
Бывают затруднения в общении. | 
5
| 
 Что Вам ближе?  | 
|||
| 
 «1»  | 
 «0»  | 
||
| 
 5.1  | 
Сбор необходимых фактов. | 
 5.1  | 
Определение новых возможностей. | 
| 
 5.2  | 
Использование опыта в решении задач. | 
 5.2  | 
Выдвижение новых идей при решении задач. | 
| 
 5.3  | 
Чтение мелкого шрифта в контракте. | 
 5.3  | 
Улавливание признаков наступающих изменений. | 
| 
 5.4  | 
Отслеживание существенных деталей. | 
 5.4  | 
Выделение новых существенных обстоятельств. | 
| 
 5.5  | 
Умение обращать внимание на то, что нужно сегодня. | 
 5.5  | 
Знание того, как подготовится к будущему. | 
| 
 5.6  | 
Умение набраться терпения. | 
 5.6  | 
Умение Набраться энтузиазма. | 
| 
 5.7  | 
Способность реалистически относиться к трудностям. | 
 5.7  | 
С удовольствием преодолевать трудности. | 
| 
 5.8  | 
Воспоминание о важности прошлых радостей. | 
 5.8  | 
Убеждать в том, что радости стоят того, чтобы к ним стремиться. | 
6
| 
 Что Вам ближе?  | 
|||
| 
 «1»  | 
 «0»  | 
||
| 
 6.1  | 
Анализ. | 
 6.1  | 
Умение расположить к себе. | 
| 
 6.2  | 
Организация. | 
 6.2  | 
Реклама. | 
| 
 6.3  | 
Нахождение слабых мест в развитии. | 
 6.3  | 
Умение оценить рассудочность. | 
| 
 6.4  | 
Реформы того, что нуждается в реформах. | 
 6.4  | 
Обучение. | 
| 
 6.5  | 
Выдерживание последовательного курса. | 
 6.5  | 
Подъём энтузиазма. | 
| 
 6.6  | 
Сопоставление «закона и обстоятельств». | 
 6.6  | 
Популяризация. | 
| 
 6.7  | 
Умение, при необходимости, заставить человека покраснеть. | 
 6.7  | 
Убеждение. | 
| 
 6.8  | 
Способность противостоять оппозиции. | 
 6.8  | 
Способность предвидеть чувства других. | 
Л и т е р а т у р а :
- Аугустинавичюте А. Тест Изабеллы Майерс-Бриггс. //Соционика, ментология и психология личности. № 1. 1999.
 - Лесиовская Е. Е., Пономарева И., Чижик Е. Соционика и формирование оптимальных студенческих коллективов. //Соционика, ментология и психология личности № 2. 1995.
 - Нолл Р. Тайная жизнь Карла Юнга. — М.: «Рефл-бук». 1998.
 - Шнейдерман Б. Психология программирования: человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. Пер. с англ. — М.: «Радио и связь» 1984.
 - Шульман Г. А. Выделенные и виртуальные компоненты тетрады ТИМа. //Соционика, ментология и психология личности. № 4. 1996.
 - Шульман Г. А. Статьи цикла «Картина интертипных отношений». //Соционика, ментология и психология личности. №№ 1,2,5. 1998.
 - Шульман Г. А. Модель социона. //Соционика, ментология и психология личности. № 3. 1995.
 - Шульман Г. А. О некоторых закономерностях типологии К. Г. Юнга. //В сб. «Социология личности. Материалы конференции (Паланга, 1998)». — Вильнюс. 1989.
 - Шульман Г. А. О некоторых принципах разработки тестов для идентификации ТИМа человека и методике тестирования. //Соционика, ментология и психология личности. № 1. 1995.
 
Григорий Шульман